С.А. Аракелов: Новые инициативы ФНС России позволят вдвое сократить количество судебных налоговых споров
Дата публикации: 11 марта 2012 г.
На телеканале «Россия 24» вышел очередной выпуск
специализированной программы «Налоги». На этот раз главной темой программы
стала инициатива Федеральной налоговой службы по внесению изменений в Налоговый
кодекс РФ, предусматривающих обязательный порядок досудебного урегулирования
для всех налоговых споров.
О том, насколько инициативы юристов ФНС России соответствуют общему курсу ведомства на клиентоориентированность, и кому будет выгодно введение обязательной процедуры досудебного обжалования для всех налоговых споров, ведущая программы Лариса Катышева выяснила у заместителя Руководителя Федеральной Налоговой Службы Сергея Аракелова.
Сергей Аракелов пояснил, что обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров заключается в том, что налогоплательщик перед обращением в суд должен обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Сегодня такой порядок предусмотрен для обжалования решений, принятых налоговым органом по результатам налоговых проверок (камеральных и выездных).
Федеральная Налоговая Служба обратилась в Минфин России с предложением распространить эту практику на все налоговые споры и предложила ввести ускоренную процедуру рассмотрения таких споров – 15 дней.
По мнению заместителя Руководителя Налоговой службы, после введения обязательной процедуры обжалования до суда всех налоговых споров количество судебных дел сократится более чем в 2 раза.
Кроме того, Сергей Аракелов подчеркнул, что в случае принятия предложения об обязательном обжаловании в досудебном порядке всех налоговых споров, налогоплательщики получат ряд преимуществ:
- это быстрый способ рассмотрения налогового спора: 15 дней (сейчас 30 дней). В судах же рассмотрение налогового спора может продлиться от 3 месяцев до года;
- это менее затратный способ защиты прав. Нет судебных расходов на представителей, консультантов, госпошлину;
- решение по жалобам имеет более короткий срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта;
- процесс порядка оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством;
- в отличие от судебного рассмотрения спора при досудебном обжаловании отсутствуют репутационные риски.
Также, подчеркнул Сергей Аракелов, у налогоплательщика сохраняется возможность обращения в суд.
Подробней о предложении ФНС России по совершенствованию налоговой системы, а также о международном опыте развития института досудебного урегулирования - в новом выпуске программы «Налоги».
Центр Регистрации и Сопровождения Бизнеса